Соционические аспекты и аспектоника

Следующим шагом в развитии соционики стало выделение аспектов информационного метаболизма. В каждой из четырех функций, описанных Юнгом (логика, этика, сенсорика, интуиция), выделили две составляющие: экстравертную и интровертную. В результате получилось 8 аспектов, на которые можно разложить любую информацию, которая может быть вообще воспринята человеком. Однако понятия экстраверсии и интроверсии применительно к аспектам имеют несколько иной смысл:

  • экстравертные аспекты направлены на восприятие самого объекта или процесса («черные» аспекты, обозначаются заштрихованными фигурами, см. таблицу ниже)
  • интровертные аспекты ориентируются на восприятие и оценку соотношений и взаимосвязей между объектами или процессами, гармоничность их сочетания между собой («белые» аспекты, обозначаются незаштрихованными контурами фигур).

Для каждого из соционических аспектов можно выделить несколько уровней проявления: материальный (проявления в мире неодушевленных предметов) и социальный (проявления в человеческом обществе).

Смысловое наполнение аспектов кратко представлено в следующей таблице, щелкнув по ссылке на названии аспекта, можно прочитать его более подробное описание:

Аспект

Материальный уровень

Социальный уровень

БЛ
Белая Логика
(структурная логика)

Системное видение объекта, выделение в нем частей и взаимосвязей между ними. Различные классификации и правила.

Формальные иерархии в организациях, формализованные правила взаимодействия между людьми (правила этикета, должностные инструкции и т.п.), юридические законы.

ЧИ
Черная Интуиция
(интуиция возможностей)

Предположения о внутреннем устройстве объекта, скрытом от глаз наблюдателя. Научные и околонаучные идеи, законы природы.

Видение способностей, качеств и черт характера человека, прогнозирование, что можно от него ожидать в тех или иных ситуациях.

БЭ
Белая Этика
(этика отношений)

Скрытое взаимодействие объектов (притяжение, отталкивание)

Симпатии и антипатии, субъективные предпочтения одного отдельно взятого человека.

Чувство такта, неформальные взаимоотношения в коллективе.

ЧС
Черная Сенсорика
(силовая сенсорика)

Свойства объекта: прочность, массивность, видение слабых мест объекта, на которые можно воздействовать в целях его изменения или разрушения.

Способность человека противостоять давлению на него и оказывать давление на других.

Восприятие сферы влияния человека, его «статусности», визуальных признаков его положения в иерархии.

ЧЭ
Черная Этика
(этика эмоций)

Изменения внутреннего состояния объекта.

Видение мира как переходящих друг в друга потоков энергии.

Влияние на эмоциональное состояние, умение успокоить, развеселить.

Эмпатия, способность к сочувствию.

БС
Белая Сенсорика
(сенсорика ощущений)

Восприятие вкусов, запахов, цвета, оценка гармоничного сочетания объектов между собой.

Комфорт и ощущение собственного тела, собственного самочувствие и самочувствие окружающих.

ЧЛ
Черная Логика
(деловая логика)

Перемещение объектов в пространстве, алгоритмы, технологические процессы.

Планирование деятельности для достижения той или иной цели, определение необходимых для этого ресурсов, организация бизнес-процессов.

БИ
Белая Интуиция
(интуиция времени)

Согласованность различных процессов между собой

Ощущение мировой гармонии, взаимосвязи всего существующего.

Распределение времени, упорядочивание и согласование дел между собой, понимание момента, когда нужно начинать или прекращать действовать.

Кроме отмеченного выше признака «интроверсия/экстраверсия» («цвета» аспектов), можно выделить еще ряд признаков, по которым группируются аспекты:

  • воспринимающие (ЧИ, БИ, ЧС, БС) и оценивающие (БЛ, ЧЛ, БЭ, ЧЭ), так же называются иррациональными и рациональными соответственно;
  • статические (БЛ, ЧИ, БЭ, ЧС) и динамические (ЧЭ, БС, ЧЛ, БИ). Статические аспекты описывают состояния (или упорядоченные во времени наборы состояний) объектов, динамические же наоборот, описывают процессы, изменения в объектах с учетом их протяженности во времени.
  • объективные (БЛ, ЧЛ, ЧС, БС) и субъективные (ЧЭ, БЭ, БИ, ЧИ). Одна и та же информация по объективным аспектам всеми наблюдателями будет восприниматься примерно одинаково (или по крайней мере, существует возможность договориться о том, как ее понимать, ввести какие-то формальные правила интерпретации). По субъективным аспектам такой возможности нет, восприятие информации по ним может сильно различаться в зависимости от наблюдателя.
  • вербальные (БЛ, ЧЛ, ЧИ, БИ) и невербальные (ЧЭ, БЭ, БС, ЧС). Для вербальных аспектов любая (кроме самой простейшей) информация должна быть выражена словами, по невербальным значительную часть информации можно передавать другими способами: мимикой, жестами, прикосновениями к собеседнику.

Свойства аспектов можно представить в виде следующей таблицы:

Рациональные

Иррациональные

Объективные

Черная Логика

Белая Сенсорика

Динамика

Белая Логика

Черная Сенсорика

Статика

Субъективные

Белая Этика

Черная Интуиция

Черная Этика

Белая Интуиция

Динамика

Желтым цветом обозначены невербальные аспекты, синим – вербальные.

Важно отметить, что на практике обработка информации всегда осуществляется блоком – парой аспектов, один из которых является иррациональным (воспринимающим), а другой – рациональным, то есть формирующим суждение, оценку воспринятой информации по тому или иному набору признаков. Так же в один из аспектов в блоке всегда является экстравертным, а другой – интровертным, что процессам восприятия и оценки информации идти между собой параллельно (но при этом один из них преобладает над другим, проявляется активнее, в результате чего и существует дихотомия рациональность/иррациональность).

Введение понятия информационный аспект позволило создать соционическую модель А, позволившую более детально описать особенности информационного метаболизма каждого типа и объяснить существование закономерностей общения представителей различных типов – интертипные отношения.

Далее рекомендуем:

Вернуться к введению в соционику
Соционическая социальная сеть — знакомства и общение для всех!