Модель А

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна — большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности — это сильные функции. Другие — маленькие и с мутными стеклами — позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно — это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

I

II

IV

III

VI

V

VII

VIII

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ЧИ
ЧИ

БЛ
БЛ

БЭ
БЭ

ЧС
ЧС

ЧЭ
ЧЭ

БС
БС

БИ
БИ

ЧЛ
ЧЛ

ИЛЭ-«Дон Кихот»

БС
БС

ЧЭ
ЧЭ

ЧЛ
ЧЛ

БИ
БИ

БЛ
БЛ

ЧИ
ЧИ

ЧС
ЧС

БЭ
БЭ

СЭИ-«Дюма»

ЧЭ
ЧЭ

БС
БС

БИ
БИ

ЧЛ
ЧЛ

ЧИ
ЧИ

БЛ
БЛ

БЭ
БЭ

ЧС
ЧС

ЭСЭ-«Гюго»

БЛ
БЛ

ЧИ
ЧИ

ЧС
ЧС

БЭ
БЭ

БС
БС

ЧЭ
ЧЭ

ЧЛ
ЧЛ

БИ
БИ

ЛИИ-«Робеспьер»

БЛ
БЛ

ЧС
ЧС

ЧИ
ЧИ

БЭ
БЭ

БИ
БИ

ЧЭ
ЧЭ

ЧЛ
ЧЛ

БС
БС

ЛСИ-«Максим Горький»

ЧЭ
ЧЭ

БИ
БИ

БС
БС

ЧЛ
ЧЛ

ЧС
ЧС

БЛ
БЛ

БЭ
БЭ

ЧИ
ЧИ

ЭИЭ-«Гамлет»

БИ
БИ

ЧЭ
ЧЭ

ЧЛ
ЧЛ

БС
БС

БЛ
БЛ

ЧС
ЧС

ЧИ
ЧИ

БЭ
БЭ

ИЭИ-«Есенин»

ЧС
ЧС

БЛ
БЛ

БЭ
БЭ

ЧИ
ЧИ

ЧЭ
ЧЭ

БИ
БИ

БС
БС

ЧЛ
ЧЛ

СЛЭ-«Жуков»

ЧС
ЧС

БЭ
БЭ

БЛ
БЛ

ЧИ
ЧИ

ЧЛ
ЧЛ

БИ
БИ

БС
БС

ЧЭ
ЧЭ

СЭЭ-«Наполеон»

БИ
БИ

ЧЛ
ЧЛ

ЧЭ
ЧЭ

БС
БС

БЭ
БЭ

ЧС
ЧС

ЧИ
ЧИ

БЛ
БЛ

ИЛИ-«Бальзак»

ЧЛ
ЧЛ

БИ
БИ

БС
БС

ЧЭ
ЧЭ

ЧС
ЧС

БЭ
БЭ

БЛ
БЛ

ЧИ
ЧИ

ЛИЭ-«Джек Лондон»

БЭ
БЭ

ЧС
ЧС

ЧИ
ЧИ

БЛ
БЛ

БИ
БИ

ЧЛ
ЧЛ

ЧЭ
ЧЭ

БС
БС

ЭСИ-«Драйзер»

БЭ
БЭ

ЧИ
ЧИ

ЧС
ЧС

БЛ
БЛ

БС
БС

ЧЛ
ЧЛ

ЧЭ
ЧЭ

БИ
БИ

ЭИИ-«Достоевский»

ЧЛ
ЧЛ

БС
БС

БИ
БИ

ЧЭ
ЧЭ

ЧИ
ЧИ

БЭ
БЭ

БЛ
БЛ

ЧС
ЧС

ЛСЭ-«Штирлиц»

БС
БС

ЧЛ
ЧЛ

ЧЭ
ЧЭ

БИ
БИ

БЭ
БЭ

ЧИ
ЧИ

ЧС
ЧС

БЛ
БЛ

СЛИ-«Габен»

ЧИ
ЧИ

БЭ
БЭ

БЛ
БЛ

ЧС
ЧС

ЧЛ
ЧЛ

БС
БС

БИ
БИ

ЧЭ
ЧЭ

ИЭЭ-«Гексли»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I-IV) / Витальные (V-VIII). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I,II, V, VI) / Внеценностные (III, IV, VII, VIII). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I, II, VII, VIII) / Слабые (III, IV, V, VI). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

Iбазовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

IIтворческая. Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

IIIролевая. Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IVболевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

Vсуггестивная. Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VIактивационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VIIограничительная. Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIIIфоновая. Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е.  сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е.  который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е.  последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I-II, II-III, III-IV, IV-I

Блоки витального кольца: V-VI, VI-VII, VII-VIII, VIII-V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

I
базовая

II
творческая

IV
болевая

III
ролевая

VI
активационная

V
суггестивная

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго, блок СуперЭго, блок СуперИд, блок Ид.

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид. Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI-I и VI-VII) и контактные (II-III и V-VIII) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.

Далее рекомендуем:



Возобновила работу наша соционическая группа на Mail.Ru.