Признаки и малые группы Рейнина

В середине 80-ых годов, после открытия модели А создательница соционики А. Аугустинавичюте обнаружила, что некоторые группы ТИМов имеют между собой общие признаки, не связанные напрямую с дихотомиями Юнга. Математик Григорий Рейнин сформулировал формальные правила вывода этих признаков, в результате чего они и получили его имя.

Всего существует 15 признаков Рейнина, причем они условно группируются по порядкам от первого до четвертого. Признаками первого порядка являются дихотомии Юнга, признаки более высоких порядков называются дополнительными (и зачастую когда говорят «признаки Рейнина», имеют в виду только их). Признаки более высоких порядков образуются так: берется то количество признаков первого порядка, которое соответствует порядку, и к ним применяется операция взаимоисключающего ИЛИ (XOR). Иными словами, к первому полюсу нового признака будут отнесены те ТИМы, у которых оба исходных признака относятся к первым полюсам дихотомий, либо наоборот, оба – ко вторым, а смешанные варианты будут отнесены ко второму полюсу нового признака.

Например, возьмем дихотомии логика/этика и интуиция/сенсорика. Признак второго порядка на их основе получил название демократизм/аристократизм, при этом демократизм будет у ТИМов с признаками логик-интуит и этик-сенсорик, тогда как ТИМы с признаками этик-интуит и логик-сенсорик относятся к полюсу аристократизм.

Признаки первого порядка (базис Юнга)

  • Логика/этика
  • Интуиция/сенсорика
  • Экстраверсия/интроверсия
  • Иррациональность/рациональность

Признаки второго порядка

  • Демократизм/аристократизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Беспечность/предусмотрительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки третьего порядка

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак четвертого порядка

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Смысловое наполнение признаков было изучено позже экспериментальным путем, в частности, путем наблюдений и опросов представителей ТИМов, относящихся к различным группам и сравнения их ответов. Появление признаков Рейнина значительно расширило возможности типирования, так как появилась возможность выдвинуть или проверить версию ТИМа через дополнительные признаки, если дихотомии базиса Юнга не дают однозначной определенности. Таблицу признаков Рейнина для всех ТИМов и описание их смыслового наполнения можно посмотреть на сайте REININ.RU.

 Следует отметить, что не все соционические школы и направления признают признаки Рейнина. Причин этому несколько:

  1. Неправильное понимание на методологическом уровне, что такое признаки Рейнина вообще (в частности, вместо поиска общих черт у ТИМов начинают, наоборот, искать особенности проявления признака у каждого ТИМа, например, «особенности аристократизма у ЭИЭ-Гамлета», естественно, не находят и в результате объявляют сами признаки не существующими).
  2. Непонимание того, что из математического равноправия признаков не следует равноправия в плане смыслового наполнения, а так же того, что как и базовые дихотомии, признаки у конкретного человека могут иметь разную степень выраженности.
  3. Различия в толковании смыслового наполнения признаков в разных соционических школах.

Кроме того, среди начинающих социоников распространенной ошибкой является буквальное понимание названий признаков, которые на самом деле весьма условны и служат преимущественно для удобства их запоминания.

Также важно отметить, что не все признаки подходят для всех видов типирования. Так, например, признаки правость/левость и тактика/стратегия затруднительно надежно определять по соционической анкете, так как на ответы будет сильно влиять восприятие человеком себя и влияние психософского типа, но вполне можно увидеть при непосредственном наблюдении за человеком. Признак квестимность/деклатимность может быть хорошо виден при живом общении или в мессенджерах (программах текстового общения в реальном времени, например, ICQ, Jabber, Skype), но искажается при заполнении анкеты или типировании по блогу или статье ввиду того, что там сам по себе предполагается деклатимный стиль изложения. А вот признак негативизм/позитивизм в письменном изложении увидеть проще, чем при личном общении.

Кроме признаков Рейнина существуют так же малые группы Рейнина. Каждая разновидность малых групп представляет собой 4 группы, в каждой из которых содержится по четыре ТИМа. Образуются они так: выбирается два признака Рейнина и каждой их возможной комбинации сопоставляется одна из групп данной разновидности. Так же, как и у признаков Рейнина, смысловое наполнение групп изучается экспериментально (или делаются попытки вывести его из наполнения признаков, на основе которых группа сформирована), но на данный момент оно изучено далеко не для всех групп (а для некоторых групп, возможно, его и вовсе не существует).

С практической точки зрения наибольший интерес представляют следующие разновидности малых групп: квадры, клубы (так же называются установками на вид деятельности) и кольца ревизии.

Квадры – это группы ТИМов с одинаковыми аспектами в блоках Эго и СуперИд, то есть с одинаковыми соционическими ценностями. ТИМы из одной квадры обладают наилучшей совместимостью: из-за схожего видения мира общаться оказывается легко и комфортно, очень просто найти общие интересы и темы для разговора. Иногда говорят также и об общих квадральных ценностях во внесоционическом понимании этого слова, но тут следует помнить, что соционика – это учение об информационном метаболизме, а вопрос ценностей лежит в области применения психософии. Формально квадры определяются как комбинации признаков рассудительный/решительный и демократизм/аристократизм.

Рассудительный/ решительный

Аристократизм/ демократизм

Квадра

ТИМы

Рассудительный

Демократизм

Альфа

ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЛИИ

Решительный

Аристократизм

Бета

ЛСИ, ЭИЭ, ИЭИ, СЛЭ

Решительный

Демократизм

Гамма

СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЭСИ

Рассудительный

Аристократизм

Дельта

ЭИИ, ЛСЭ, СЛИ, ИЭЭ

Соционические клубы (так же часто называются «установками на вид деятельности») – малые группы с одинаковыми аспектами в сильных блоках Эго и Ид. Такие группы наилучшим образом подходят для проведения «мозгового штурма» или просто обсуждения для решения какой-то конкретной задачи (если, конечно, она лежит в области сильных функций данного клуба), так как участники группы имеют возможность увидеть ее с самых разных сторон. Формально клуб представляет собой комбинацию признаков «демократизм/аристократизм» и «логика/этика».

Логика/Этика

Интуиция/Сенсорика

Клуб

ТИМы

Логика

Интуиция

Исследователи

ИЛЭ, ЛИИ, ИЛИ, ЛИЭ

Логика

Сенсорика

Управленцы

ЛСИ, СЛЭ, ЛСЭ, СЛИ

Этика

Интуиция

Гуманитарии

ЭИЭ, ИЭИ, ЭИИ, ИЭЭ

Этика

Сенсорика

Социалы

СЭИ, ЭСЭ, СЭЭ, ЭСИ

Ревизные кольца – группы, в каждой из которых один ТИМ является подревизным другого и ревизором третьего, а с четветым находится в отношениях СуперЭго. Несмотря на то, что отношения ревизии могут быть весьма некомфортными, у всех ТИМов ревизного кольца одинаковый тип мышления, что позволяет каждому из его участников так преобразовывать информацию, чтобы донести ее до следующего в понятной ему форме. В результате ревизное кольцо оказывается структурой, хорошо подходящей для совместной долгосрочной работы, которая позволяет использовать в равной мере все четыре соционических аспекты своего ментального кольца. Формально ревизные кольца определяются как комбинация статики/динамики и правости/левости.

Статика/Динамика

Левость/Правость

Тип мышления

ТИМы

Статика

Левость

Голографическое

ЛИИ, СЛЭ, ЭСИ, ИЭЭ

Статика

Правость

Причинно-следственное

ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ

Динамика

Левость

Вихревое

ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ

Динамика

Правость

Диалектико-алгоритмическое

СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ

Далее рекомендуем:

Вернуться к введению в соционику
Соционическая социальная сеть — знакомства и общение для всех!